суббота, 24 июня 2017 г.

Константин Никольский - Музыкант (Лучшие песни)



Его легко назвать рок-звездой, легендой, голосом покаления... и так далее. На самом деле он в первую очередь - музыкант, и поэтому альбом лучших песен Константина Никольского озаглавлен именно так. Мы благодарны ему за прекрасные мудрые песни, потрясающие концерты, лаконичную, выразительную, живую гитару. А ещё - за то, что три с лишним десятка лет никольский делает только то, что чувствует, знает и считает нужным - и ничего лишнего. Качество даже для настоящего музыканта - уникальное...
С искренним уважением, студия "Союз".


ОДИН ВЗГЛЯД НАЗАД
Песню "Один взгляд назад" музыкальные журналисты давно растащили на цитаты. Милое дело, особенно когда речь идет о корифеях прошлых лет... А старая гвардия поклонников чаще зовет этот хит по-другому - "Ветерок".
- Песня появилась в 80-м и вошла уже во второй альбом группы "Воскресенье". Мы тогда как раз осенью собрались - я, Лешка Романов, Андрей Сапунов и Миша Шевяков, я в училище пошел, и вот она написалась. Маринке, жене моей, не понравилась: "По-моему, ты какую-то фигню написал", - она мне говорила...

ПТИЦЫ БЕЛЫЕ МОИ
У меня задачи простые. Насколько я помню этот процесс (написания песни) - надо, чтоб была мелодия, и если, например, слов много, то мелодия должна быть проще. А если слова просты - значит, музыкальное оформление сложнее и красивее. Дело в количестве информации, которое ты хочешь выдать. Ведь если в чай положить и лимон, и варенье, и коньяку добавить - пить-то нельзя будет, это уже не чай...
Часто музыканты, зная разные стили, начинают предлагать: давай здесь вот это. Я говорю: пока не надо! Там слова есть, второй голос - давайте пройдем "скелет", может быть, будет вполне достаточно. И обычно так и получается... Если в фактуре хороший, живой пульс - полдела сделано. А аранжировки, конечно, можно нагромоздить, а потом сыграем неровно, не вместе - кому это надо?..

В МОЕЙ ДУШЕ ОСАДОК ЗЛА
В группе "Воскресенье" мои песни пел Андрей Сапунов. Я вообще тогда не пел, кроме одной вещи - "В моей душе осадок зла". "Стеклорез" это называлось... Однако как раз тогда Никольский, хоть и не был доволен собственным вокалом, пришел к выводу, что должен исполнять свои песни сам.
- Сапунов считал, что голос - это всё. И очень любил: "А-а-а-а", мелизмы всякие... Я спорил: вот пять песен, мелодии у всех разные, а ты их одними и теми же мелизмами - раз, и словно мылом все замазал... Мелодия - это вещь неприкосновенная. Даже Стравинский говорил: "Точность - синоним выразительности".
Вообще голос не главное. Взять многих западных артистов, или Макара хотя бы - ну какой там голос? Человек просто знает, о чем он написал, о чем "докладывает"... И я очень просто подумал: стоит ли мне какому-то вокалисту пытаться объяснить, про что песня?

МОЙ ДРУГ ХУДОЖНИК И ПОЭТ
Меломанов до сих пор волнует вопрос, почему Никольский так и не стал участником реанимированной в 1994 году группы "Воскресенье". Похоже, этого сильно хотелось поклонникам... Однако единственная совместная репетиция (она все-таки была) так и не увенчалась объединением усилий. И "Воскресенье" в составе А. Романов - Е. Маргулис - А. Сапунов - М. Шевяков, и Константин Никольский со своей группой - две отдельные музыкальные субстанции. Репертуар, исполняемый на концертах, тоже четко разграничен - естественно, по авторскому принципу. А слухи о некоей вражде между музыкантами... всего лишь слухи, - С Романовым никакой конкуренции не было и нет... У него - слова и музыка, у меня - слова и музыка. Нам делить-то нечего с Лешкой - как раз в этом смысле я его и уважаю...

ЗЕРКАЛО МИРА
Никольский - дипломированный гитарист: в 1984 году окончил Гнесинское музыкальное училище. Десятью годами раньше тоже была попытка...
- Году в 74-м Стасик Намин нас всех - т. е. группу "Цветы" - отправил в Царицынское музыкальное училище, Поступили, я пришел на первое занятие и первое, что услышал от педагога, было: "На свете есть всего два гитариста - Маклафлин и Джордж Бенсон". Я спрашиваю: и все, больше нету? - "Нету", И больше я не ходил туда...
А второй раз, в Гнесинском, было прекрасно. "Константин, ну что? Будем разбирать с тобой эту пьесу, целый год. Сразу предупреждаю, что вот это место никто в мире сыграть не может. Но мы с тобой сыграем..." Я учился хорошо и закончил хорошо, мне нравилось...
И я гитару до сих пор люблю - мне интересно. Люблю слушать гитаристов-"игроков". Робин Форд - великий блюзовый человек, хотя и белый; или вот Клэптон с Би Би Кингом - такое вытворяют! А перед Гэри Муром просто преклоняюсь: даже "ресторанного" качества мелодии он умудряется играть таким звуком, какого ни у кого нет...

СПИ, ДУША МОЯ
"Спи, душа моя", написанная в 1991 году для альбома "Я бреду по бездорожью", оказалась... последней. С тех пор Никольский песен не сочиняет - в чем не стесняясь признается:
- Так ведь всё написано давно уже. Со мной история такая: я сначала был автор, но сам не пел. А сейчас я
исполнитель. Собственных песен. Обычно это одновременно, но у меня - вот так...
И еще как-то пошутил: "Новые песни пишет тот, у кого плохие старые",

НОЧНАЯ ПТИЦА
Мои песни стали известны в Москве еще до "Воскресенья". "Воскресенье" получило оформленный вид году к 80-му, а мои песни еще в 70-х игрались на танцах, имели известность. Разные группы их играли - тот же "Аракс". Просили и брали мои вещи. В КГБ тогда приглашали поиграть несколько раз, в клуб на Лубянке (первый раз - когда была Олимпиада в Москве)...

ОТ ЛЮБВИ К ЛЮБВИ
- Я могу по тому, как человек берет гитару, сказать-умеет он играть или нет. Или на гитару просто посмотреть и сказать - звучит или не звучит, я ее вижу...
Я гитары раньше делал сам - правда, исключительно для себя. У меня была гитара, на которой я играл 11 лет, и там даже лады кое-где необработанные - если б кто-нибудь стал играть и сделал глиссандо, мог бы
пораниться... Я просто не особенно люблю доводить этот процесс до самого конца - покрыть лаком и так далее. Это разного характера работы. А электроника - вообще не понимаю, как она работает... Но вот деревяшку я чувствую и плотницкое дело мне нравится. Это тот самый процесс, когда сразу видишь результат.

РАСТАЯЛА ДЫМКА СКВОЗНАЯ
- У нас нет возможности поставить на сцене, допустим, гору клавиш, как у западных групп... Но нужно играть вместе и хорошо. И это получается... У нас на сцене тихо, спокойно, просто удобно. Женька Хавтан - а мы в конце 80-х много гастролировали вместе с "Браво" - всё время поражался: "Как вы так работаете? У вас на сцене
разговаривать можно. У нас - нельзя!" Конечно, нельзя. Все фигачат, каждый себя делает громче, грохот, твист,
шейк... Но Хавтан молодец, он все правильно делает...

Я САМ ИЗ ТЕХ...
Никольский не считает нужным сетовать на трудную судьбу автора философской лирики в брежневские годы. Практически во всех "официальных" ансамблях, где он работал, в концертных программах звучали и его песни, - В ансамбль "Фестиваль", где игрались песни Максима Дунаевского, я пошел на условии, что мне интересно еще и свои песни исполнять. Максим сказал: "Нет проблем". Конечно, в момент сдачи программы мои песни исключались - я ведь не принадлежал к Союзу композиторов... Но... не так уж всё и запрещалось. Хорошо играть на гитаре ведь никто не мешает научиться - сиди и тренируйся. Хорошие слова написать тоже никто не мешает... Правда, порой такое состояние возникало: а зачем их писать, когда их никуда не денешь? Ни пластинок, ничего не будет никогда в жизни... Может быть, просто было бы больше песен...

ПРОШЕДШИЙ ДЕНЬ
- Мы задали такую планку тогда - по песням, по словам, по содержанию, - что уже всё... И что касается современных песен - у меня ощущение, что всё уже придумано... Но я не хочу сказать, что хорошая песня - только философская. Вполне возможно, что следующие песенные изобретения будут не на темы глубокого философского копания - "я сам из тех, кто куда-то спрятался", а по принципу "что вижу, то пою". Можно ведь писать и про эту дурацкую ночную жизнь - там тоже колорит присутствует... По-американски! Но это, кстати, очень сложно. Я сам не делал заходов на эту тему - просто подумал об этом. Это вопрос менталитета. Американский негр в этом контексте органичен вдрызг, из него же это разгильдяйство прямо прет. А у нас... Наша глубинка - другая, это шансон, а дальше частушки, это тоже сделано уже. А с точки зрения городского человека... Ну не заправилась целиком еще эта батарейка, еще не срабатывает...

Я БРЕДУ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ
Одноименный альбом - "Я бреду по бездорожью" - появился в 1991 году. Тираж пластинки печатался во Франции - на тот момент производство CD в России еще только налаживалось.
- Это была целая история. В Париже нашим альбомом занимался такой Мишель - русский, его родители уехали туда еще в революцию, сам он родился в Конго, жена у него бельгийка... Ну просто гражданин мира. И вот он по каким-то делам был в России, случайно услышал нас, и очень ему понравилось все это творчество. В результате альбом был произведен во Франции, а меня внесли в мировой реестр авторов„.

НЕ УХОДИ, МОЙ ДРУГ
Будет ли что-то еще, либо на этом альбоме лучших песен дискография Никольского закончится?
- Запишем, запишем. Там еще есть альбома на два... Вот "Музыкант" 71-го года - есть того же времени песни, просто они не записаны. Нужно посмотреть, как их оформить. Есть 83-84-го - "Цветок у окна" например, мы ее играем на концертах... Но их немножко по жанрам нужно разделить - одни более жесткие, другие - почти что американские, как например "Облако"... Когда следующий альбом? Я и сам себя все время спрашиваю. Мы этой темой уже два года занимаемся - это всё не быстро. Но сделаем обязательно...

Содержание:

01. Intro
02. Музыкант
03. Один взгляд назад
04. Птицы белые мои
05. Когда поймёшь умом...
06. В моей душе осадок зла
07. Мой друг художник и поэт
08. Зеркало мира
09. Спи, душа моя
10. Ночная птица
11. От любви к любви
12. Растаяла дымка сквозная
13. Я сам из тех...
14. Прошедший день
15. Я бреду по бездорожью
16. Не уходи, мой друг

Продолжительность: 01:17:39

Слова и музыка: Константин Никольский

Носитель: Audio CD
Год выхода: 2001
Издатель: Союз
№ по каталогу: SZCD 1253-01
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 203.4 Мб
Константин Никольский - Музыкант (Лучшие песни) (2001).rar
+lossless

Комментариев нет :

Отправить комментарий