пятница, 4 ноября 2016 г.

Композиция музыкальной кинокомедии 1934 года «Весёлые ребята»

В 1934 году на экраны страны была выпущена комедия Г. Александрова «Веселые ребята». Все свидетельствовало об успехе: толпы людей, стремящихся попасть в кинотеатр, дружный смех в зале, многочисленные, порою весьма разноречивые рецензии.

Спорили из-за сюжета: ревнители высокого вкуса упрекали создателей фильма в том, что история, рассказанная ими, довольно стандартна, что они используют так называемую схему «Золушки», многократно варьируемую на экране. (Простой пастух, проходя через цепь случайностей, недоразумений и испытаний, достигает цели — становится «коро-
лем джаза»). И тем не менее немного можно найти людей даже сегодня, которые остались бы равнодушными, посмотрев этот фильм. Очевидно, секрет успеха картины не в сюжете.

Фильм Г. Александрова ярко комедиен. В нем по-настоящему много смешного, а это явление и по сей день не столь уж часто встречается на нашем экране.

Приступая к работе над фильмом и определяя задачи, стоящие перед съемочным коллективом, Г. Александров писал: «Тема — смех, проблема — бодрость, конечная цель — утверждение оптимизма». Для решения этих задач режиссер избрал путь эксперимента. Уже в титрах он предупреждал зрителей о том, что ни Чарли Чаплин, ни Гарольд Ллойд,
ни Бестер Китон (без которых в те годы не мыслился успех комедии) в картине участвовать не будут, и представлял совсем молодых, еще не известных актеров — Леонида Утесова и Любовь Орлову.

Экспериментом было и обращение режиссера к музыке. «Веселые ребята» — первый советский музыкальный фильм. В нем впервые миллионы зрителей познакомились с музыкой замечательного советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского.

Музыка Дунаевского звучала уже в первых кадрах «Веселых ребят». Для этого композитор специально написал увертюру. Сегодня увертюрой к кинофильму никого не удивишь, а в начале 30-х годов это было новинкой. Конечно, современному зрителю, привыкшему к сложнейшей акустической технике и стереофонии, ее звучание покажется не столь прекрасным, как того хотелось бы. Однако напомним: в те годы советское музыкальное кино делало свои первые самостоятельные шаги.

Музыка Дунаевского пронизывает все действие фильма, она становится неотъемлемым компонентом комедии. В музыке, песне раскрываются характеры героев, их чувства и мечты.

Когда Костя Потехин выгонял стадо из ворот колхоза «Прозрачные ключи» и начинал свой марш «Веселых ребят», — вместе с ним пело все вокруг: деревянный настил мостка превращался в ксилофон, железная ограда парка звенела колокольчиками, глиняные горшки и крынки на плетне звучали как набор ударных инструментов. Все подчинялось веселому ритму марша: даже кузнецы стучали по наковальне в такт песне.

В финале фильма разворачивался каскад эстрадных номеров и дуэтов. Однако ничего общего со ставшими сегодня традиционными песенно-танцевальными ревю здесь не было. Герои фильма «Веселые ребята» заставляли зрителей до конца сопереживать их удивительным приключениям и при этом смеяться до слез...

В «двенадцати музыкальных аттракционах», которые, по словам Г. Александрова, лежат в основе комедии, раскрывается музыкальное и артистическое дарование Леонида Утесова и Любови Орловой. Эксперимент и здесь оказался счастливым: стихия музыки, комедии удивительно близка исполнителям главных ролей. Актеры одинаково органичны и когда они выполняют головокружительные трюки, и когда исполняют лирические песни о любви.

Фильм Г. Александрова покорил не только советских, но и зарубежных зрителей. В 1934 году, после демонстрации картины в Европе, газета «Бильд-Бюне» писала: «Фильм «Веселые ребята» принадлежит к числу лучших достижений этого года. Безудержное веселье, изобретательность и замечательная операторская техника отличают этот фильм». А когда «Веселые ребята» прошли в США, Ч. Чаплин, посмотревший картину в числе первых американских зрителей, восторженно отметил: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это — большая победа».

На Венецианском фестивале в 1934 году картина получила премию за режиссуру и музыку. Но, пожалуй, наибольшим свидетельством успеха фильма явилось его долголетие. И по сей день он не сходит с экрана, и по сей день звучат песни Дунаевского, созданные для «Веселых ребят», замечательные песни, которые многие зрители пронесли через всю свою жизнь, как девиз:
«И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет».

***

Всесоюзная студия грамзаписи переписана на граммофонный диск фонограмму к-ф «Веселые ребята». Перепись была произведена с первой копии 1934 года, хранящейся в Госфильмофонда СССР. Современная техника позволила улучшить звучание старой фонограммы: очистить от шумов, придать большую объемность. Думается, что пластинка с записью композиции «Веселых ребят» будет с интересом встречена почитателями этого фильма.

Г. Скороходов

Содержание:

Сторона 1

01. Вступление. Марш весёлых ребят
02. Урок музыки
03. На пляже
04. Вечер в пансионе
05. Бурное нашествие
06. Костя Потехин - пастух

Сторона 2

07. У дуба
08. Концерт Коста Фраскини
09. Репетиция
10. Концерт Ансамбля имени Листа прокатного цеха
11. Финал. Марш весёлых ребят

Продолжительность: 00:43:30

Сценарий - В. Масс, Н. Эрдман, Г. Александров
Музыка - И. Дунаевский
Текст песен - В. Лебедева-Кумача

В ролях:
Костя Потехин - Леонид Утёсов
Анюта, домработница - Любовь Орлова
Лена, дитя Торгсина - Мария Стрелкова
Мачеха - Елена Тяпкина
Факельщик - Фёдор Курихин

Эстрадный оркестр п/у Леонида Утесова
Текст читает Леонид Утесов

Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1970
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: Д 027519-20
Формат: MP3 V0
Размер файла: 75 Мб
Весёлые ребята. Композиция музыкальной комедии (1970).rar

Комментариев нет :

Отправить комментарий