понедельник, 30 июля 2012 г.

Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина - 5

История записей

Почему мне так легко было делать [антологию русского исскуства] "Аполлон"? — Архивы колоссальные. Кто меня, молодого пацана, заставлял брать в руки дешевую камеру "Любитель" и снимать жизнь моих друзей? У меня было предчувствие, что эта эпоха станет исторической. Что эти люди, мало кому известные на Западе художники и поэты, что это все равно история, колоссальная история России. Люди уходили; мы жили бедно: мансарды, подвалы, коммунальные квартиры. Но в каждом из этих людей я чувствовал историю, или начало истории. Видно, от отца, историка войны, у меня в крови это собирательство материалов.

Как же я мог, столкнувшись с такой громадной личностью, как Володя Высоцкий, упустить эту возможность. Естественно, я понесся в магазин, естественно, я купил самые лучшие магнитофоны, быстро натренировался записывать, напевая какие-то песни, и сказал: "Володя, давай начнем работать. Тебе нужно, чтоб у тебя все, что ты создал, было записано, Хронологически, не хронологически, но ты обязан все это сделать на самом высоком уровне". Поэтому были куплены самые дорогие микрофоны для гитары, для голоса, и я буквально стал его теребить, чтоб он начинал работать. Потом начнутся беседы, потом мы можем сидеть за столом, потом он может выпить, или выпью я, но сначала — работа. Первое, с чего мы начинали — его песни. И это у него уже вошло в привычку. Он врывался ко мне, держа в руках свою тетрадь, и, поставив тетрадку на мольберт, начинал петь; перелистывая, — поэтому на многих записях можно слышать, как он шуршит бумагой, как он иногда сбивается. Вот так начинались эти записи. И Володя уже настолько включился в это, что он просто рвался работать. Он уже чувствовал, что создается что-то действительно историческое, интересное. Потому он сразу хватал гитару — гитара его хранилась у меня. Он сказал: "Я оставлю ее потому, что это наш рабочий инструмент". Он сразу брал эту свою подразбитую гитару, ставил тетрадку и начинал петь. Самое свежее, самое новое. А потом в издательстве YMCA-PRESS вышли сборники русских бардов. Конечно, записи ужасного качества, но стихи были собраны. И Володя, когда увидел эти сборники, сказал: "А ты знаешь, давай будем повторять все, что я написал, чтобы все это восстановить в новой форме"; поскольку он сам чувствовал, что душа окрепла, окреп голос, изменилось понятие своего собственного творчества, переанализ, видно,уже начался. "Ой, — говорит, — эту песню я уже забыл!.." И начинал ее петь. Но как он ее по-новому исполнял! Это уже было то, что у нас, художников, называется "рука мастера".

Он с большим энтузиазмом работал со мной. Взять хотя бы такую песню: "Течет речечка". Он ее обожал. Он говорил: "Я ее много раз исполнял, но мне сейчас ее снова хочется записать так, как я ее на сегодняшний день понимаю". После этой песни он уже ничего не мог спеть, с него катил пот градом, он весь выложился в этой одной песне, которая абсолютно ему не принадлежала. То есть, у него не было вот этого: петь только самого себя. Как бывают мастера, которые с удовольствием копируют другого мастера, так же отдают душу и создают что-то абсолютно новое. Делакруа копировал Рубенса и создавал вещь, может быть, даже превосходящую оригинал этого великого мастера. Так Володя из простой песни сделал совершенный шедевр. Вот так мы работали.

К сожалению, сделано, я считаю, очень мало. Но это проблема расстояний, проблема разных стран, в которых мы жили.

Нью-Йорк, ноябрь 1985

Содержание:

01. Купола (4:41)
02. Разбойничья песня (3:25)
03. Ярмарка (5:30)
04. Как да во лесу дремучем... (2:39)
05. Камень в степи (1:08)
06. Вещий Олег (2:21)
07. Лукоморье (4:09)
08. Как по Волге-матушке... (3:53)
09. Она была чиста... (2:24)
10. Сон мне снится... (2:32)
11. Выход в город (2:48)
12. Кривая да нелёгкая (8:22)
13. То ли в избу... (2:30)

Продолжительность: 00:46:22

Носитель: Audio CD
Год выхода: 1996
Издатель: Фонд Аполлон/PolyGram
№ по каталогу: APOLCD-05
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 137 Мб

Комментариев нет :

Отправить комментарий