воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Я.Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром / А.Шнитке. Кончерто гроссо (Г.Кремер, Т.Гринденко, Г.Рождественский)


«Одной из лучших симфоний» назвал скрипичный концерт Сибелиуса выдающийся дирижёр современности Леопольд Стоковский.

Действительно, монументальные масштабы, размах эмоций, симфоничность развития и виртуозность письма выдвигают этот концерт в один ряд с лучшими симфоническими произведениями Сибелиуса. Виртуозные трудности концерта долгое время тормозили его популярность, и лишь сравнительно недавно он вошёл в репертуар выдающихся скрипачей-исполнителей.

Концерт был написан в 1903 году (вторая редакция сделана в 1905 году); он завершил первый период творчества Сибелиуса. В этот период были созданы симфония-фантазия «Куллерво», симфонические поэмы «Сага» и «Финляндия», сюита и увертюра «Карелия», цикл легенд о народном герое Лемминкяйнене, музыка к драме А. Йернефельта «Смерть» (в том числе широко известный «Грустный вальс»), первая и вторая симфонии.

В сочинениях первого периода содержание и образный строй музыки всецело опирается на финский фольклор — на поэтические народные саги, руны и предания, запечатлённые в национальном эпосе «Калевала». Музыкальная речь в этих произведениях наиболее близка своим фольклорным истокам, что ярко проявилось и в скрипичном концерте.

Как и в большинстве предыдущих сочинений, музыка концерта повествует о напряженной суровой борьбе человека с необузданной и суровой природой севера и о конечном торжестве воли и разума человека над могучей и непокорной стихией. Такое содержание определило колоссальный размах динамики, огромную эмоционально-смысловую нагрузку партии солиста, своеобразие формы первой части (соната с двумя каденциями) и общий лирико-эпический характер музыки.

Партия солиста противопоставлена партии оркестра, как бы олицетворяющей стихийные силы природы.

Первая часть открывается темой, напоенной искренним, сердечным теплом и задушевностью. Она звучит свободно, импровизационно, словно в глубоком раздумье. Во втором разделе задумчиво-повествовательное изложение насыщается упругими волевыми интонациями и, постепенно разворачиваясь и эмоционально накаляясь, приводит к напряженной экспрессивной первой каденции солиста.

В противоположность партии солиста широко и безмятежно разливается мелодия оркестра, заключающая первый образ экспозиции.

Романтически-страстная призывная вторая тема продолжает, обогащает и развивает главный образ этой части. За ней следует новый оркестровый «наплыв» (заключительная партия), в котором как бы пробивается наружу грозная вулканическая сила, до поры до времени скрытая в недрах вселенной.

Центральный раздел первой части — разработка. Её целиком заполняет вторая каденция солиста, исполненная огромного эмоционального напряжения, энергии и драматизма.

В репризе интонации сольной партии властно проникают в оркестровую ткань. Это кульминация контрастного противопоставления партий солиста и оркестра. Динамичная кода заключает первую часть.

Вторая часть концерта — глубоко поэтическое спокойное Adagio. Оно переносит слушателя в сферу светлых элегических настроений. Несмотря на мятежный дух среднего эпизода, звучащего как эхо бурных событий первой части, и возвышенную приподнятость драматической репризы, Adagio оставляет впечатление мира, покоя и тишины.

Резко контрастирует второй части Финал. Его музыка уводит от драматургического конфликта предшествующих частей и как будто воскрешает давно забытые картины древних языческих праздничных ритуальных обрядов. Две мелодии, в интонационно-ладовом и ритмическом отношении близкие народным песням, господствуют в этой части. Первая — подвижная, моторная, словно завораживающий наигрыш — звучит у солиста на монотонном аккомпанементе ударных и низких струнных инструментов. Вторая первоначально излагается оркестром в партиях альтов, виолончелей и деревянных инструментов; она имитирует грубовато-простодушный народный танец, достигающий в своем развитии огромной стихийной силы.

Финал завершает мажорная кода, которая строится на мотивах главной партии первой части. Это родство создает своеобразную интонационно-смысловую арку, которая венчает весь цикл торжественно-триумфальным апофеозом.

Скрипичный концерт Сибелиуса впервые прозвучал осенью 1905 года в Берлине под управлением Рихарда Штрауса. Солистом выступил известный чешский виртуоз Карел Халирж.

*************

Альфред Шнитке – советский композитор среднего поколения – воплощает в своём творчестве тип ищущего, духовно активного художника; его музыке присущи искренность, пластическая убедительность высказывания.

Большинство произведений Шнитке написано в жанрах инструментальной музыки. Именно в них отчётливо раскрываются лучшие свойства стиля композитора: драматическая направленность, широкое дыхание в развертывании формы, мелодико-интонационное богатство, тонкое чувство тембра, мастерство контрастных сопоставлений. Композитор питает явную склонность к струнным, особенно к скрипке.

«Concerto grosso» для двух скрипок, клавесина и подготовленного рояля Альфред Шнитке закончил в январе 1977 года. В творчестве композитора это сочинение – вершина целого этапа, связанного со своеобразным «мышлением стилями». Метод полистилических противопоставлений ясно очерчивается в Concerto grosso. Уже последовательность шести его частей, идущих без перерыва, – Preludio, Toccata, Recitativo, Cadenza, Rondo, Postludio – вызывает ассоциации с музыкой эпохи барокко (действительно, тематизм, например, Токкаты, явно происходит от моторики концертов Корелли или Вивальди). Но барокко – не единственный стилистический аспект Concerto grosso. Например, в Речитативе ощутима напряжённая хроматическая (и микрохроматическая, четвертитоновая) интонационная сфера – экспрессивный «современный» язык. Особую роль в концерте играют вступление и заключение – меланхолический мотив подготовленного рояля, напоминающий охрипшую музыкальную шкатулку, который подобно лейтмотиву пронизывает всё развитие и обрывает его в трагической кульминации (переход от Рондо к Постлюдии). Эта тема, так же как и танго, – один из эпизодов Рондо, воплощает сферу банального, «низкого». По словам автора, стилистический контраст трёх сфер также выражает идею «концерта» – соревнования – не в меньшей мере, чем традиционные фактурные противопоставления tutti и soli.

Concerto grosso был создан по просьбе Гидона Кремера и Татьяны Гринденко и посвящён этим замечательным музыкантам. Гидон Кремер, скрипач универсального стилистического диапазона, большое место в своих программах отводит современной советской музыке. В его репертуаре – все произведения Альфреда Шнитке, написанные для скрипки. Инструментальная техника Concerto grosso во многих своих особенностях явно рассчитана на великолепные ансамблевые качества дуэта Кремер – Гринденко. Партии солистов абсолютно равноправные, и нередко возникает впечатление, что звучит как бы одна многострунная скрипка. Идеальная интонационная и штриховая ровность исполнения тонко выявляется в многочисленных канонических эпизодах, где второй голос выступает как звуковая тень, двойник первого, создавая эффект своеобразной пространственности, эха.

Премьера Concerto grosso Альфреда Шнитке состоялась в марте 1977 года в Ленинграда. Концерт с большим успехом исполнялся так же в Москве, Вильнюсе, Киеве, Таллине, в Польше, Австрии и Федеративной Республике Германии.

С.Савенко

Содержание:

Сторона 1

Ян Сибелиус
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, соч. 47

01. I. Allegro moderato
02. II. Adagio di molto
03. III. Allegro, ma non tanto

Сторона 2

Альфред Шнитке
Кончерто гроссо для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных, соч. 1977 г.

04. I. Preludio (Andante)
05. II. Toccata (Allegro)
06. III. Recitativo (Lento)
07. IV. Cadenza
08. V. Rondo (Agitato)
09. VI. Postludio (Andante)

Продолжительность: 01:00:36

Гидон Кремер - скрипка
Татьяна Гриденко - скрипка (4-9)
Лондонский симфонический оркестр
Дирижер Геннадий Рождественский

Реплика пластинки
Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1979
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: С10-13135-6
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 140 Мб

1 комментарий :

  1. Я приглашаю всех посетить мой сайт www.musicaitaliana.ru - а там...все
    альбомы Риккардо Фольи, Тото Кутуньо, Аль Бано, видео - фестивали в Сан-Ремо,
    концерты Фольи, Челентано и многих многих других. Всё, что вы безуспешно ищете,
    есть у меня! Итак, добро пожаловать в мир итальянской музыки www.musicaitaliana.ru .
    Я создал этот рай специально для всех любителей итальянской песни!

    ОтветитьУдалить